Человек слон фото болезни

Услышав фразу “человек-слон”, многие сразу вспомнят фильм, рассказывающий о Джозефе Меррике, страдающем ужасающей болезнью. Не все знают, что такой человек — не вымышленный персонаж, а реальная личность. Кем он был, какова история его жизни?

Семья

Родился Джозеф Кэри Меррик (Joseph Carey Merrick) в английском городе Лестере в 1862 году. Забегая наперед, надо сказать, что жизнь его была слишком коротка — всего 27 лет, так как умер он в 1890 году.

Семья Меррика была самая что ни на есть заурядная, родители происходили из низших сословий: отец работал кучером, а мать — служанкой. Они поженились в 1861, и вскоре родился их первенец — Джозеф Кэри Меррик. В 1866 и 1867 годах в семье появилось еще двое детей, но младший сын четы Меррик скончался от скарлатины еще в детстве, а дочь Мэрион страдала эпилепсией, которая привела к ее преждевременной смерти в возрасте 24 лет. В 1873 умерла и сама мать Джозефа от воспаления легких и бронхов. Отец вскоре женился снова, но мачеха не взлюбила пасынка из-за его уродства и стала выживать из дому.

Внешний вид

Сначала ничего во внешности мальчика не предвещало беды, но в пятилетнем возрасте начали появляться первые симптомы болезни. Кожа в некоторых местах стала дряблой, а в других — грубой, шероховатой. Начал меняться ее цвет, она действительно стала напоминать поверхность кожи слона. Кроме всего этого, Джозеф Меррик в детстве травмировал бедро при падении, и эта неприятность спровоцировала хромоту, от которой он страдал до конца дней.

image

Его болезнь прогрессировала постоянно, и незадолго кончины голова Меррика выглядела так: в лобовой части был огромный костный нарост, а справа и сзади кожа свисала грубыми складками, почти закрывая правый глаз. Это было похоже на огромную опухоль. Вообще голова имела 92 см в диаметре. Поверхность кожного покрова по своей фактуре напоминала соцветия цветной капусты. Волос почти не было. Опухоль на правой части головы тянула за собой и нос, и губы, они были ужасно деформированы. Из-за этого речь Джозефа была невнятной.

Со спины шероховатая кожа также свисала огромными складками. Правая рука была больше левой в несколько раз: только запястье имело 30 см в окружности, а большой палец — 12 см. Сам Меррик писал, что она по форме напоминала хобот слона. Работать он мог только левой рукой, поскольку правая со временем стала неработоспособна. На ногах тоже были наросты и складки кожи.

Недавно анатомы сделали компьютерную реконструкцию его внешности. Вот так примерно выглядел бы Джозеф Меррик, если бы родился здоровым.

image

Почему Меррика называли “человек-слон”?

В конце 19 века еще были живы многие предрассудки, в частности, люди верили, что какие-то эмоциональные стрессы женщины во время беременности могут повлиять на внешний облик ребенка. И так как мать Джозефа Меррика, будучи в положении, испугалась разъяренного слона, то его уродство приписывали именно этой причине. К сожалению, тогда ничего не знали о генетических болезнях, поэтому и врачи, и сам Меррик верили в эту версию.

Но от чего на самом деле страдал этот несчастный?

Диагноз

Современные медики выделили несколько генетических недугов, которые изуродовали внешность Джозефа Меррика. Во-первых, это нейрофиброматоз I типа (или болезнь Реклингхаузена). Он характеризуется опухолевидными мешковидно-свисающими образованиями и наличием пигментных пятен большого размера. Также к симптомам нейрофиброматоза относят ассиметрию конечностей и частей лица, как это наблюдалось у Меррика. Простыми словами, это общая патология развития кожи, костей и нервной системы. К сожалению, медицина и сейчас почти не имеет средств для борьбы с этим заболеванием, но родись “человек-слон” Джозеф Меррик в наше время, ему хоть могли бы удалить все наросты и мешковидные образования кожи хирургическим путем.

image

Вторая болезнь — это синдром Протея. Его описывают как очень редкое генетическое отклонение, характеризующееся чрезмерно быстрым и аномальным ростом кости, а также кожных покровов. Это заболевание тоже неизлечимо, но медики сегодня способны все же продлить жизнь больных с таким диагнозом.

Поиски работы

Как же удавалось бедному Меррику зарабатывать себе на хлеб, ведь тогда еще не было пособий по инвалидности? Из-за издевательств и насмешек Джозеф оставил учебу в школе в 13 лет. Отец устроил его уличным торговцем, но все прохожие шарахались от его внешнего вида. Поэтому Меррик пошел на табачную фабрику, но вскоре должен был оставить и это занятие, потому что деформация правой руки не давала ему полноценно выполнять свою работу. И отец, и мачеха постоянно унижали и нередко избивали Джозефа, поэтому он ушел из дому в возрасте 17 лет.

“Цирк уродов”

Устав от бродяжнического способа жизни, в 1884 году он пошел выступать в шоу Тома Нормана. Это был единственный способ хоть как-то заработать на кусок хлеба для людей, подобных Меррику. В этом шоу демонстрировались различные увечья. В труппе к нему относились хорошо, тем более что там он встретил людей с похожей судьбой.

Работа включала в себя еженедельные выступления. Любознательная публика постоянно приходила поглазеть на человеческие уродства, в частности, и на “человека-слона”. Его же роль заключалась в демонстрации собственного тела под ужасающие возгласы толпы. Это было унизительно, но другого способа прокормить себя не существовало. Джозеф Меррик даже сумел скопить неплохую сумму — 50 фунтов стерлингов. В то время он прожил бы безбедно примерно 2 года на эти деньги.

Но вскоре шоу уродов запретили во всей Англии, и Том Норман был вынужден продать Джозефа Меррика владельцу цирка из Австрии. Но тот оказался бесчестным человеком и отобрал у Меррика все накопленные деньги. Без пенни в кармане Джозеф вернулся на родину. Идти ему было некуда.

Знакомство с доктором Тривзом

Прямо на одной из станций лондонского метро у Джозефа случился приступ бронхиальной астмы. Прохожие вызвали доктора, визитка которого случайно лежала у Меррика в кармане. Это был физиотерапевт, член Лондонского патологического общества по фамилии Тривз, с которым Джозеф познакомился, выступая в цирке. Он, конечно же, приехал и оказал необходимую помощь. Позднее они с Джозефом стали приятелями.

image

В своих мемуарах доктор Фредерик Тривз вспоминает, что, впервые увидев “человека-слона” на сцене, подумал, что тот, наверное, слабоумный и, к счастью, не осознает всего ужаса своего положения. Но это было не так. Джозеф был очень умен. Более того, за отвратительной оболочкой Тривз сумел рассмотреть доброго и чуткого человека.

Так как на то время Джозеф Меррик уже нуждался в уходе, Тривз похлопотал, и того определили в Королевский лондонский госпиталь. Там ему выделили отдельное помещение, где он мог жить. Медперсонал, поначалу относившийся к странному пациенту настроженно, быстро полюбил Джозефа за кроткий и смиренный нрав.

Тривз как мог поддерживал Джозефа до конца его дней. Он вывозил его в карете с закрытыми окнами на природу, где тот очень любил проводить время. Меррик увлекся собиранием гербариев. Также он стал часто посещать театральные представления. У него появился новый круг знакомых, большинство из них были высокопоставленные особы.

Дело в том, что “человек-слон” стал вхож в элитное общество, потому что о нем узнал весь Лондон благодаря прессе. О нем писали, и многие захотели воочию взглянуть и побеседовать с таким обезображенным человеком. Даже сама принцесса Уэльская Александра часто навещала Меррика в больнице. Конечно, все это разнообразило его скудное существование.

image

Внутренний мир

Обычно люди, чья жизнь подобна судьбе “человека-слона”, стают обозленными на Бога, людей и на все вокруг. Меррик Джозеф, биография которого не оставляла ему ни одного повода для оптимизма, таким, к удивлению, не был. Хотя всю жизнь он был предметом жестоких насмешек, он не возненавидел ни людей, ни Бога. Кроме того, он сохранил собственное достоинство. Близкий друг Тривз поражался, насколько добрым, сочувствующим и даже слегка романтичным человеком был Меррик.

Джозеф был творческой личностью. Свои душевные переживания он выражал в поэзии и прозе. Также вышла в свет брошюра с его автобиографией. И хотя Меррик мог работать только левой рукой, он любил конструировать маленькие модели соборов, находясь в Королевской больнице.

Смерть

Вот такая его краткая биография. Джозеф Меррик умер молодым: на момент кончины ему даже не исполнилось 28 лет. Это произошло в 1890 году в Королевском лондонском госпитале.

В последние годы жизни Джозеф не мог спать на подушке, а только сидя, потому что ему мешали опухоли и наросты на голове. Но однажды он захотел уснуть лежа, как все нормальные люди. Этот эксперимент закончился плачевно: Джозеф умер от асфиксии, потому что голова перегнула его хрупкую шею. Его смерть была такой же трагичной, как и вся жизнь.

Джозеф Меррик (“человек-слон”): цитаты, афоризмы

Самым популярным является стихотворение, которое написал сам Меррик. Тут он высказывается о наболевшем:

Да, я знаю, что выгляжу более чем странно,

Но обвиняя меня в этом, вы обвиняете и Бога.

Если бы я мог создать себя заново,

Я бы не разочаровал вас.

Если бы я прошел от полюса до полюса,

Если бы в пригоршню зачерпнул океан,

То тогда бы оценили мою душу

И ум нормального человека.

Еще одно из знаменитых высказываний Джозефа: “Никогда. нет, никогда . ничто не исчезает. Дуновение ветра, капли дождя, белые облака, удары сердца. Ничто не умрет.” Испытав на себе всю тяжесть человеческого отчуждения, Меррик подытожил это одним предложением: “Люди боятся того, чего не могут понять”.

След в кинематографе

Джозеф Кэри Меррик, известный как “человек-слон”, стал героем нескольких кинокартин. В фильме “Из ада” 2001 года он появляется эпизодически, в британском телесериале “Улица потрошителя” Тривз и Меррик стали персонажами нескольких серий. Но полная история всей его жизни показывается в фильме Дэвида Линча “Человек-слон”, где главного героя сыграл Джон Хёрт, а его друга-доктора — Энтони Хопкинс.

Очень жаль, что жизнь Джозефа Меррика сложилась так, а не иначе, но он предоставил замечательный пример того, как можно всегда оставаться человеком.

Джозеф Кэри Меррик
Joseph Carey Merrick
Дата рождения 5 августа1862 ( 1862-08-05 ) [1][2]
Место рождения
  • Лестер , Англия , Великобритания
Дата смерти 11 апреля1890 ( 1890-04-11 ) [1][2] (27 лет)
Место смерти Лондон
Гражданство Великобритания Великобритания
Род деятельности деятель искусств
Отец Джозеф Рокли Меррик
Мать Мэри Джейн Поттертон
Медиафайлы на Викискладе

Джо́зеф Кэ́ри Ме́ррик ( 5 августа 1862 ( 1862-08-05 ) , Лестер — 11 апреля 1890 , Лондон) — живший в Викторианской Англии человек, также известный как Человек-слон, который приобрёл популярность из-за чудовищно деформированного тела.

Постоянно прогрессирующее уродство помешало Джозефу Меррику устроиться на работу, а также стало причиной побега из дома, где он подвергался нападкам мачехи. Позже Джозеф был нанят цирковым шоуменом для участия в номерах «шоу уродов», где он выступал под прозвищем «человек-слон». Однако спустя некоторое время Меррик был обманут и оказался в чужом городе без денег. Хирург Фредерик Тривз, заинтересовавшись столь необычным пациентом, взял Меррика под опеку, выделив комнату в Королевском Лондонском госпитале. Меррик привлёк внимание общественности, у него появились друзья среди лондонской аристократии. Умер «Человек-слон» в возрасте 27 лет из-за несчастного случая.

Содержание

Имя [ править | править код ]

В ранних биографиях имя Меррика ошибочно заменено на «Джон» (включая фильм «Человек-слон»). Та же ошибка появляется и в работе Эшли Монтэгю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве», так как информация о жизни Джозефа бралась из мемуаров Фредерика Тривза, в которых он ошибочно называет Меррика Джоном. Доктор Тривз знал настоящее имя «человека-слона», но, по неизвестным соображениям, заменил его на «Джон». В книге Монтэгю, в приложении, приводится записка доктора Карр Гомма, написанная сразу после смерти Меррика, в которой он правильно называет его «Джозеф», однако Эшли расценил это как ошибку доктора. В пьесе «Человек-слон» его также называют Джоном на протяжении всей постановки, за исключением сцены, в которой доктор Карр Гомм читает вслух документ (тот самый, который разместил в своей книге Эшли Монтэгю) и правильно называет мистера Меррика Джозефом. В пьесе доктор Тривз «поправляет» Карр Гомма, сообщая, что «его имя было Джон». В фильме “Из ада” (2001) есть эпизод, где его показывают собравшимся и представляют как Джозеф, но кто-то из толпы поправляет говорящего, сказав, что его зовут Джон, и говорящий, извиняясь, называет его Джон.

Биография [ править | править код ]

Джозеф Кэри Меррик был старшим из троих детей супругов Мэри Джейн Меррик (урождённой Поттертон) и Джозефа Рокли Меррика. Он родился в городе Лестер на Ли-Стрит 5 августа 1862 года. Отец Джозеф Рокли Меррик (приб. 1835—1897) был сыном лондонского ткача Барнабаса Меррика, который переехал в Лестер в период 1820—30-х годов, и его третьей жены Сары Рокли. Мать Мэри Джейн Поттертон (приб. 1834—1873) была дочерью йоркширского чернорабочего и имела небольшую степень инвалидности. Джозеф и Мэри познакомились в Лестере, где Мэри работала служанкой, а Джозеф — кучером кареты. Они поженились в 1861 году и спустя год родился Джозеф. Первое имя он получил в честь отца, второе ему дала мать в честь баптистского миссионера Уильяма Кэри. У Джозефа был младший брат Уилльям Артур (1866 — умер от скарлатины в 1870) и младшая сестра Мэрион Элиза (1867—1891), которая от рождения была инвалидом.

В автобиографической записке Меррик упоминает, что его уродство стало развиваться, когда ему было пять лет. 29 мая 1873 года его мать умерла в возрасте 36 лет от бронхопневмонии, а отец 3 декабря 1874 года женился на другой женщине — Эмме Вуд Антилл. К этому времени деформация тела стала действительно обширной, так что мачеха не желала, чтобы Джозеф оставался дома. Джозеф устроился на работу на табачной фабрике, но из-за прогрессирующей деформации правой руки ему не удавалось выполнить необходимую норму по производству сигар, поэтому он ушёл с этой работы в 1878 году [3] [4] . Ему приходилось подолгу быть на улице, и он стал подрабатывать, работая галантерейщиком, при этом Джозеф постоянно подвергался нападкам со стороны местных детей. В конце концов, устав от брани мачехи из-за того, что он не приносил пользы, Меррик покинул свой дом.

29 августа 1884 года Джозеф Меррик устроился на работу в цирковое шоу Тома Нормана [5] , где с ним неплохо обращались и ему даже удалось скопить 50-фунтовое состояние (на один фунт семья из трёх человек могла жить неделю, если тратить экономно). Однажды [ уточнить ] в Лондоне Меррика увидел физиолог Фредерик Тривз, который дал ему свою визитную карточку, а также 2 декабря 1884 года Тривз представил «человека-слона» Лондонскому Патологическому обществу. Когда в 1886 году цирковые номера с использованием «шоу уродов» были объявлены вне закона в Англии, Том Норман был вынужден продать Джозефа некому австрийцу [5] . Вместе с ним Меррик переехал в Бельгию в поисках работы [6] . В Брюсселе он был обманут и покинут своим работодателем-шоуменом, который сбежал от него, похитив деньги Джозефа [7] .

Вернувшись в Лондон, Джозеф Меррик стал причиной несчастного случая на станции Ливерпуль. Из-за того, что он страдал от тяжёлой формы бронхиальной астмы, и из-за деформированного рта Меррик с трудом мог разговаривать, поэтому он достал визитную карточку Фредерика Тривза, который и был вызван. Благодаря доктору Тривзу Джозеф обрёл постоянный дом в Королевском Лондонском госпитале.

Постепенно благодаря повышенному вниманию прессы мистер Меррик стал достопримечательностью викторианского Лондона. Принцесса Уэльская Александра проявляла интерес к персоне Джозефа, что заставляло аристократов навещать его. Джозеф Меррик был образованным и обладающим богатым внутренним миром человеком — благодаря помощи Тривза ему удавалось посещать театры, он много читал, а в поздние годы стал писать как прозу, так и поэзию, также Меррик, пользуясь только левой рукой, собирал из бумаги модели соборов, которые он дарил ухаживающим за ним медсёстрам, докторам и другим добрым к нему людям [8] . Одна из таких моделей хранится в Королевском Лондонском Музее [9] .

Одним из его любимейших стихотворений, строчки которого Меррик часто цитировал, было:

При знакомстве с Джозефом доктор Тривз посчитал его слабоумным с рождения (так как из-за деформации выражение лица Меррика никогда не менялось, а речь была абсолютно неразборчива [10] ). Как писал позднее Фредерик Тривз в мемуарах [11] :

Он довольствовался своим положением, уму непостяжимо. Только поняв, что Меррик невероятно умен и обладает проницательной чувствительностью и, что хуже всего, романтическим воображением, я осознал всепоглощающую трагедию его жизни.

Летом 1887 года Меррик провёл несколько недель на природе. Были приняты специальные меры, чтобы оградить его от постороннего внимания. Ему пришлось ехать в карете с закрытыми занавесками. На протяжении своего отдыха на природе Меррик завёл новых друзей, а также собирал коллекцию диких цветов, чтобы забрать с собой в Лондон. Позже он посетил это место [ уточнить ] ещё в 1888 и 1889 годах.

За Мерриком ухаживали в госпитале вплоть до самой его смерти в возрасте 27 лет 11 апреля 1890 года. Из-за деформации своего тела Меррик не мог спать горизонтально (ему приходилось спать сидя), но 11 апреля, оставшись в своей комнате один, он решил заснуть, положив голову на подушку. В 13 часов 30 минут Меррик умер от асфиксии, так как тяжёлая голова перегнула тонкую шею.

Семья [ править | править код ]

Меррик был назван в честь своего отца Джозефа Рокли Меррика (март 1838 — 30 января 1897), который родился в Лестере. Отец Джозефа-старшего Барнабас Меррик (23 августа 1792 — 12 апреля 1856) [12] был женат трижды и его третья жена Сара Рокли стала матерью Джозефа-старшего. 29 декабря 1861 года Джозеф Рокли Меррик женился на Мэри Джейн Поттертон.

Старший сын Джозеф родился 5 августа 1862 года, затем, 8 января 1866 года, родился младший сын Уильям Артур Меррик. 28 сентября 1867 года родилась Мэрион Элиза Меррик. Уильям заболел скарлатиной и умер 21 декабря 1870 года. Мэрион была увечной с рождения, но прожила до 19 марта 1891 года, когда она умерла во время припадка.

В фильме 1980 года «Человек-слон» сын Мэри Джейн «Джон» Меррик отзывался о своей матери очень хорошо. У него был медальон с её изображением, который Меррик всегда носил с собой, он утверждал, что «у неё лицо ангела».

Мэри Джейн Поттертон умерла от пневмонии 19 мая 1873 года. Джозеф Рокли Меррик вновь женился спустя два года на Эмме Вуд Антилл (англ. Emma Wood Anthill ), которая была совсем не любезной с пасынком.

Причины болезни [ править | править код ]

Внешность Джозефа Меррика Фредерик Тривз описывал в своих мемуарах достаточно подробно:

Это был самый отвратительный представитель человеческого рода, какого я только видел… Самой выделяющейся его чертой была его огромная, неправильной формы, голова с огромным костным наростом на лбу там, где обычно бывают брови, в то время как с задней части головы свисали складки губчатой кожи, поверхность которых была сопоставима с коричневыми соцветиями цветной капусты. На макушке росли несколько длинных тонких волосков. Нарост на лице почти скрыл один глаз. Из верхней челюсти рос ещё один костный нарост. Он торчал из его рта как розовый пень, верхняя губа была вывернута наружу. Нос был просто куском плоти, и понять, что это нос, можно было только по местоположению. Спина была ужасна, потому что с неё свисала до середины бедра, огромная, мешкообразная складка плоти покрытая той же кожей, напоминающей отвратительную цветную капусту.

Сам Меррик описывал свою внешность в своей «Автобиографии»:

Измерение вокруг моей головы — 36 дюймов [13] , сзади находится большой нарост размером с чайную чашку, другая часть головы покрыта, так сказать, холмами и долинами, и это всё смешано в общую кучу, в то время как лицо имеет такой вид, что никто не мог описать его. Правая рука — имеет размер и форму слоновьего хобота: 12 дюймов [14] вокруг запястья и 5 дюймов [15] вокруг одного из пальцев; другая рука — не больше чем рука девочки десяти лет, хотя она и вполне работоспособная. Мои ноги и ступни охвачены толстой шероховатой кожей, подобно коже слона, и имеет почти тот же самый цвет. Никто бы не поверил, что такое может существовать, пока не увидел это.

По словам Джозефа Меррика, причиной его уродства стало то, что его мать сильно напугал слон во время беременности [5] . В 1971 году Эшли Монтагю в своей книге предполагает, что у него был нейрофиброматоз типа I — генетическая болезнь, также известная как синдром Реклингхаузена, которая может вызывать увеличение и деформацию костей, а также рост доброкачественных образований. Однако в 1986 году было объявлено, что Меррик страдал от синдрома Протея, который, среди прочего, вызывает необычный рост головы, костей и кожи. В июле 2003 года доктор Чарис Энг сообщил, что на основе исследований пробы ДНК, взятой из волос и костей Джозефа Меррика, можно заключить, что он болел и нейрофиброматозом типа I, и синдромом Протея одновременно [17] [18] .

Человек-слон в искусстве [ править | править код ]

В 1978 году состоялась премьера на Бродвее пьесы американского драматурга Бернара Померанса «Человек-слон» в постановке режиссёра Джека Хофсисса.

В 1979 году пьеса «Человек-слон» получила три премии «Тони» по разделу драмы: лучший спектакль, лучший режиссёр и лучшая актриса (Кароль Шелли). Роль Джона Меррика в этом спектакле исполнил Филип Энглим, а роль Фредерика Тривза — Кевин Конвей.

После, в роли Джона Меррика, в этой пьесе дебютировал на Бродвее музыкант, актёр и певец Дэвид Боуи. Его участие в спектакле вызвало ошибочное мнение, что эта пьеса была мюзиклом, тогда как на самом деле это было драматическое представление.

3 октября 1980 года состоялась премьера кинофильма Дэвида Линча «Человек-слон» с Джоном Хёртом в роли Джона Меррика и Энтони Хопкинсом в роли Фредерика Тривза. Фильм был номинирован на премию Оскар в 8 категориях.

4 января 1982 года вышла 90-минутная телевизионная версия бродвейского спектакля в постановке Джека Хофсисса, в которой снялись звезды сценической версии Филип Энглим и Кевин Конвей. Кроме того, в ней приняли участие: Гленн Клоуз, сыгравшая роль принцессы Александры; Пенни Фуллер — миссис Кендал; Ричард Кларк — доктор Карр Гомм.

В 2001 году вышел фильм Альберта и Аллена Хьюзов «Из Ада», в котором эпизодически фигурирует Человек-слон в момент его демонстративного показа врачам в больнице. Играет его актёр Энтони Паркер. Причём в этом сюжете оговаривается, что больного зовут то ли Джозеф Меррик, то ли Джон Меррик (сперва Меррика называют одним именем, и тут же кто-то из смотрящих поправляет, озвучивая второе имя).

Партия Джозефа Меррика была написана для меццо-сопрано/контртенора. Её исполнила солистка Пражской оперы Яна Сикорова (меццо-сопрано).

В 2003 году вышел документальный телефильм «Проклятие Человека-слона», посвящённый Джозефу Меррику. В нём показаны родственники Меррика, которые ищут и находят друг друга, и боятся повторения у них страшного феномена Джозефа. Также там идёт речь о похожих случаях в жизни, хотя они, как выясняется, имеют лишь частичную схожесть, и болезнь до конца не изучена. Высказываются различные предположения, рассказывается об исследованиях болезни. Показан скелет Меррика в английском музее.

В 2008 году вышел роман испанского писателя Феликс Х. Пальма — «Карта времени». В нём описывается момент встречи и посещения главным героем Человека-слона уже в Королевском Лондонском госпитале, в ходе которой Меррик рассказывает посетителю о своей жизни и вызывает у него немалое сочувствие, а в конце встречи дарит сувенир — корзину, сплетённую им самим и являющуюся впоследствии источником вдохновения для главного героя.

В 2013 году во втором сезоне британского телевизионного сериала «Улица потрошителя» Джозеф Меррик и Фредерик Тривз становятся персонажами нескольких серий. Будучи обладателем комнаты в Королевском Лондонском госпитале, Человек-слон становится невольным свидетелем происшествия и подвергается из-за этого преследованиям и шантажу. А затем помогает в расследовании убийства хвостатой женщины, знакомой ему по «шоу уродов». В сериале также приводится альтернативная версия его смерти.

Британец Джозеф Меррик более 120 лет лет назад прославился как “Человек-слон” из-за своей врожденной болезни, изуродовавшей все его тело и голову.

Он был родом из города Лестера и сейчас группа жителей этого города ратует за то, чтобы останки Меррика были наконец захоронены по христианским обычаям на его родине.

Дело в том, что когда Меррик скончался в 1890 году, его скелет был отправлен в музей Лондонского университета Королевы Марии, где до сих пор служит экспонатом для всех студентов-медиков.

Предположительно при жизни Меррик страдал от синдрома Протея, который частично увеличил и изуродовал части его тела. Его кожа была покрыта бородавчатыми наростами, а из-за деформированного лица он едва мог издавать звуки и с огромным трудом говорил что-либо членоразделенное.

Меррик имел небольшой рост 5 футов и 2 дюйма (157 см), но его голова была огромной, 36 дюймов в обхвате (90 см).

Все эти аномалии проявились у него еще в раннем детстве, в возрасте 5 лет, и он сразу стал изгоем в обществе. Далее постоянно прогрессирующее уродство помешало Джозефу Меррику устроиться на работу, а также стало причиной побега из дома, где он подвергался нападкам мачехи. Позже Джозеф был нанят цирковым шоуменом для участия в номерах «шоу уродов», где он выступал под прозвищем «человек-слон».

Однако спустя некоторое время Меррик был обманут и оказался в чужом городе без денег. Хирург Фредерик Тривз, заинтересовавшись столь необычным пациентом, взял Меррика под опеку, выделив комнату в Королевском Лондонском госпитале. Меррик привлёк внимание общественности, у него появились друзья среди лондонской аристократии. Умер «Человек-слон» в возрасте 27 лет из-за несчастного случая, задохнувшись во сне. Тяжелая голова перегнула тонкую шею.

Внешность Джозефа Меррика Фредерик Тривз описывал в своих мемуарах достаточно подробно:

“Это был самый отвратительный представитель человеческого рода, какого я только видел… Самой выделяющейся его чертой была его огромная, неправильной формы, голова с огромным костным наростом на лбу там, где обычно бывают брови, в то время как с задней части головы свисали складки губчатой кожи, поверхность которых была сопоставима с коричневыми соцветиями цветной капусты. На макушке росли несколько длинных тонких волосков.

Нарост на лице почти скрыл один глаз. Из верхней челюсти рос ещё один костный нарост. Он торчал из его рта как розовый пень, верхняя губа была вывернута наружу. Нос был просто куском плоти, и понять, что это нос, можно было только по местоположению. Спина была ужасна, потому что с неё свисала до середины бедра, огромная, мешкообразная складка плоти покрытая той же кожей, напоминающей отвратительную цветную капусту”.

Среди тех, кто требует захоронить останки Меррика в Лестере, 83-летняя Валери Хоукинс, внучка шоумена Тома Нормана, в цирке которого сначала выступал Меррик. В интервью каналу ВВС она рассказала, что “это все очень печально, что останки Джозефа были очищены от плоти и выставлены на всеобщий показ в стеклянном шкафу на протяжении уже 120 лет, вопреки его воли”.

Валери уверена, что Джозеф хотел бы, чтобы его захоронили на родине в Лестере с достоинством, которого он заслуживает не меньше, чем король Ричард III, чьи останки были перезахоронены в 2015 году.

Одновременно Валери протестует против клеветы вокруг имени ее деда. Многие пишут, что тот просто эксплуатировал Меррика, в то время как Валери говорит, что в те годы для людей с различными уродствами цирк был единственным местом работы и ее дед просто дал Меррику возможность заработка.

В цирковом шоу Нормана с Мерриком действительно неплохо обращались и ему даже удалось скопить 50-фунтовое состояние. Но когда в 1886 году цирковые номера с использованием «шоу уродов» были объявлены вне закона в Англии, Том Норман был вынужден продать Джозефа некому австрийцу. Вместе с ним Меррик переехал в Бельгию в поисках работы. В Брюсселе он был обманут и покинут своим работодателем-шоуменом, который сбежал от него, похитив деньги Джозефа.

По словам Валери Хоукинс, Том Норманн всегда был против того, чтобы останки Меррика находились в шкафу как экспонат.

Среди других протестующих Джанетт Ситтон, основательница сообщества “Друзья Джозефа Меррика” (Friends of Joseph Carey Merrick). Она говорит, что сам Меррик всегда был набожным христианином и хотел быть похоронен по христианским обычаям.

Руководство университета, где находятся останки Меррика, в свою очередь говорит, что скелет помогает студентам лучше изучать эту редкую болезнь и что он является доступным для осмотра лишь по записи для врачей и студентов, а не для широкой общественности.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации